НОВЫЙ ЖЕЛЕЗН0Д0Р0ЖНЫЙ МОСТ

ЧЕРЕЗ АМУДАРЬЮ

 

     Еще одно замечательное событие эпохи великого Возрождения золотыми буквами «писано в историю независимого нейтрального Туркменистана. Завершено строительство стратегического народнохозяйственного объекта - железнодорожного моста через Амударью Атамурат-Керкичи протяженностью 1414 метров. Фактически менее чем за два года над крупнейшей своенравной рекой Центральной Азии выросло уни­кальное инженерное сооружение, не имеющее анало­гов в регионе. Строительство велось под патронажем Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, принявшего безотлагательные меры по форсированию строительства сложного транспортного объекта.

       Грандиозный объект стоимос­тью 123 миллиона долларов США сооружен по проекту, разрабо­танному по заказу Туркмениста­на специалистами украинского института «Днепрогипротранса, и отвечает всем мировым пара­метрам. Генподрядчиком высту­пили мостостроители корпорации «Укртрансстрой». Плечом к пле­чу со строителями из дружествен­ной страны на стройке ударно трудились и туркменские строи­тели подразделения Министерства железнодорожного транспорта.

Как рассказал корреспонден­ту TDH руководитель строитель­ства моста с украинской сторо­ны В.Шевченко, исключитель­но благодаря энергичному вме­шательству, прямой помощи и поддержке Президента Тур­кменистана Гурбангулы Бердымухамедова стройке в мо­мент драматической, почти тупи­ковой ситуации были приданы скоростные темпы, причем не в ущерб качеству сооружения и прочности его технических пара­метров. Глава Туркменистана обеспечил оперативное решение всех вопросов, накопившихся в предыдущие годы. В ходе строи­тельства высокий профессиона­лизм, высокую организованность и самоотдачу продемонстрирова­ли туркменские строители.

Итак, железнодорожный мост Атамурат-Керкичи практически готов к эксплуатации. Можно с полным правом утверждать, что сооружения такого масштаба и такой сложности в Туркмениста­не еще не строились. Что собой представляет мост? Это -12 сталь­ных пролетов по 110 метров и 2 начальных береговых пролета по33,6 метра, вспомогательные и обслуживающие хозяйства. В процессе строительства было выпол­нено множество сложнейших опе­раций, в том числе подводных, требующих ювелирной точности и высочайшего профессионализ­ма. Ведь глубина бурения основы опор достигла 50-60 и более мет­ров, особенно в середине реки. На мощных опорах, сооруженных по буронабивной технологии из мощной арматуры и высокома­рочного бетона, базируются тол­стые мощные фундаменты, на ко­торых стоят многотонные конст­рукции стальных пролетов. Де­сятки тысяч тонн и кубометров металла, арматуры, камня, бето­на и других строительных мате­риалов ушли на создание этого

великолепного инженерного со­оружения. На стройке была за­действована мощная материаль­но-техническая база, включая вы­сокопроизводительные буровые машины «Бауер БС» весом по 120 тонн, поступившие из Германии, и 4 завода по производству бетона, каждый мощностью 960 кубомет­ров бетона в сутки. В сооружении моста учтены вес, грузоподъем­ность, скорость движения, сейс­мостойкость и другие важные па­раметры. По расчетам специалис­тов, он способен выдерживать под­земные толчки силой в 8 баллов по шкале Рихтера.

Со сваркой «золотого звена» моста Атамурат-Керкичи осуще­ствилась многовековая мечта жи­телей правобережного бассейна юго-восточного региона Лебапского велаята. Теперь железная доро­га правобережья соединилась с еди­ной сетью стальных магистралей Туркменистана.

Трудно переоценить огромное значение нового стратегического транспортного коридора для соци­ально-экономического развития Лебапа и всего Туркменистана. Ведь правобережье Амударьи об­ладает колоссальными углеводо­родными, горноминералъными ре­сурсами, уникальными месторож­дениями полезных ископаемых. До сих пор сдерживающим факто­ром ускоренного промышленного освоения этих несметных богатств являлось отсутствие надежного же­лезнодорожного сообщения. И вот теперь этот барьер устранен.

Уже в ближайшей перспективе в этом регионе страны произойдут грандиозные преобразования. Начало им положила закладка пер­вого в Туркменистане горно-обога­тительного комплекса, который будет возведен при участии бело­русских партнеров. В скором вре­мени в горном крае будет заложен и фундамент современного цемен­тного завода. Со временем здесь появится крупный промышлен­ный центр, включающий в себя множество заводов и фабрик, дру­гих современных производствен­ных мощностей. Колоссальные бо­гатства Магданлы-Гарлыкского ре­гиона будут поставлены на службу туркменскому народу. Кроме удов­летворения потребностей страны, они станут составной частью мощ­ного туркменского экспортного по­тенциала.

Появятся многие тысячи но­вых рабочих мест, города и посел­ки превратятся в цветущий оазис с развитым агропромышленным комплексом. Кроме того, ввод в строй грандиозного инженерного сооружения через Амударью сыграет важную роль в реализа­ции гигантского транзитного по­тенциала Туркменистана - стра­ны, лежащей на перекрестке мар­шрутов с Севера на Юг и с Запада на Восток.

                                                                                                   (TDH).                                                                                            Вернуться назад

 

Используются технологии uCoz