НОВЫЙ ЖЕЛЕЗН0Д0Р0ЖНЫЙ МОСТ
ЧЕРЕЗ АМУДАРЬЮ
Грандиозный объект стоимостью 123 миллиона долларов США сооружен по проекту, разработанному по заказу Туркменистана специалистами украинского института «Днепрогипротранса, и отвечает всем мировым параметрам. Генподрядчиком выступили мостостроители корпорации «Укртрансстрой». Плечом к плечу со строителями из дружественной страны на стройке ударно трудились и туркменские строители подразделения Министерства железнодорожного транспорта.
Как рассказал корреспонденту TDH руководитель строительства моста с украинской стороны В.Шевченко, исключительно благодаря энергичному вмешательству, прямой помощи и поддержке Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова стройке в момент драматической, почти тупиковой ситуации были приданы скоростные темпы, причем не в ущерб качеству сооружения и прочности его технических параметров. Глава Туркменистана обеспечил оперативное решение всех вопросов, накопившихся в предыдущие годы. В ходе строительства высокий профессионализм, высокую организованность и самоотдачу продемонстрировали туркменские строители.
Итак, железнодорожный мост Атамурат-Керкичи практически готов к эксплуатации. Можно с полным правом утверждать, что сооружения такого масштаба и такой сложности в Туркменистане еще не строились. Что собой представляет мост? Это -12 стальных пролетов по 110 метров и 2 начальных береговых пролета по33,6 метра, вспомогательные и обслуживающие хозяйства. В процессе строительства было выполнено множество сложнейших операций, в том числе подводных, требующих ювелирной точности и высочайшего профессионализма. Ведь глубина бурения основы опор достигла 50-60 и более метров, особенно в середине реки. На мощных опорах, сооруженных по буронабивной технологии из мощной арматуры и высокомарочного бетона, базируются толстые мощные фундаменты, на которых стоят многотонные конструкции стальных пролетов. Десятки тысяч тонн и кубометров металла, арматуры, камня, бетона и других строительных материалов ушли на создание этого
великолепного инженерного сооружения. На стройке была задействована мощная материально-техническая база, включая высокопроизводительные буровые машины «Бауер БС» весом по 120 тонн, поступившие из Германии, и 4 завода по производству бетона, каждый мощностью 960 кубометров бетона в сутки. В сооружении моста учтены вес, грузоподъемность, скорость движения, сейсмостойкость и другие важные параметры. По расчетам специалистов, он способен выдерживать подземные толчки силой в 8 баллов по шкале Рихтера.
Со сваркой «золотого звена» моста Атамурат-Керкичи осуществилась многовековая мечта жителей правобережного бассейна юго-восточного региона Лебапского велаята. Теперь железная дорога правобережья соединилась с единой сетью стальных магистралей Туркменистана.
Трудно переоценить огромное значение нового стратегического транспортного коридора для социально-экономического развития Лебапа и всего Туркменистана. Ведь правобережье Амударьи обладает колоссальными углеводородными, горноминералъными ресурсами, уникальными месторождениями полезных ископаемых. До сих пор сдерживающим фактором ускоренного промышленного освоения этих несметных богатств являлось отсутствие надежного железнодорожного сообщения. И вот теперь этот барьер устранен.
Уже в ближайшей перспективе в этом регионе страны произойдут грандиозные преобразования. Начало им положила закладка первого в Туркменистане горно-обогатительного комплекса, который будет возведен при участии белорусских партнеров. В скором времени в горном крае будет заложен и фундамент современного цементного завода. Со временем здесь появится крупный промышленный центр, включающий в себя множество заводов и фабрик, других современных производственных мощностей. Колоссальные богатства Магданлы-Гарлыкского региона будут поставлены на службу туркменскому народу. Кроме удовлетворения потребностей страны, они станут составной частью мощного туркменского экспортного потенциала.
Появятся многие тысячи новых рабочих мест, города и поселки превратятся в цветущий оазис с развитым агропромышленным комплексом. Кроме того, ввод в строй грандиозного инженерного сооружения через Амударью сыграет важную роль в реализации гигантского транзитного потенциала Туркменистана - страны, лежащей на перекрестке маршрутов с Севера на Юг и с Запада на Восток.
(TDH). Вернуться назад